«Погода и климат» беседа - климатолог А. Кокорин

Что же такое творится с погодой? То ураган на столицу налетит, то аномальная жара или холод. Как разобраться, где здравый смысл, а где трюки пропаганды?

«Что же такое творится с погодой?» - «А что вы хотите, весь климат поменялся!» Такие разговоры мы слышим все чаще, да и сами в них участвуем. Мы на собственной шкуре ощущаем - что-то происходит: то ураган на столицу налетит, словно мы на берегу океана живем, то аномальная жара приключится или аномальный холод... И журналисты масла в огонь подливают: Киотский протокол, таяние ледников, климатическое оружие. Как разобраться, где здравый смысл, а где - трюки пропаганды? Только узнав мнение профессионалов. Сегодня мы беседуем об этих актуальнейших проблемах с климатологом Алексеем Кокориным. 

Погода и климат

Faberlic Style: Алексей Олегович, сегодня одни говорят о глобальном потеплении, другие - что мы на пороге очередного ледникового периода. Что на самом деле происходит с климатом?

 

Алексей Кокорин: Специалистам очевидно, что происходит именно глобальное потепление. К естественным вариациям климата, характерным для всей истории Земли, сегодня добавляется небывалое за все время сущест­вования планеты антропогенное воздействие. Результат - прогрессирующие изменения климата. Главным признаком является потепление Мирового океана, нарастающее медленно, но постоянно. Именно это сильнее всего влияет на резкие колебания температур и необычные погодные явления. Реальность глобального потепления признают все - даже президент Трамп, выступая за выход из Парижского соглашения по климату, мотивирует это не тем, что потепления не существует (как поспешили объявить некоторые журналисты), а невыгодностью данного соглашения для экономики США. Что касается ледниковых периодов, то они вызываются изменением земной орбиты и происходят примерно раз в 100 тысяч лет. Следующий такой период в любом случае будет нескоро.

 

FS: Мы судим о потеплении или похолодании по погоде: лето стало холоднее - идет глобальное похолодание, теплый март или жара летом глобальное потепление.

 

А.К.: Судить нужно в первую очередь по состоянию океана - главному показателю климати­ческих изменений. Температура атмосферы, точнее, ее нижнего слоя - тропосферы - отражает эти изменения не вполне точно - примерно как хвост отражает настроение собаки, которая, как известно, может вилять им в самых разных случаях. Но определенная зависимость есть: например, знаменитый феномен Эль-Ниньо - так называется колебание температуры океана в Южном полушарии. В результате его «деятельности» температура атмосферы то повышается, то понижается. Это сильно влияет на климат, хотя на Северное полушарие влияние, конечно, опосредовано. Там колебания температур могут вызываться другими причинами - например, вариациями солнечного излучения, воздействие которых на климат бесспорно, хотя не вполне изучено.

 

FS: Почему при глобальном потеплении лето холодное? Ведь, казалось бы, наоборот, летом должно быть жарче, раз идет потепление? Зимы-то стали менее холодными.

 

А.К.: Глобальное потепление ведет не к постоянному повышению температуры, а к ее частому и резкому изменению. В итоге нормальных средних температур становится меньше, а аномально холодная или теплая для данного сезона температура наблюдается все чаще. У холодного лета есть и другая причина - смена широтной циркуляции воздушных масс на меридиональ­ную, в результате чего в Центральную Россию регулярно вторгается арктический воздух. Кстати, так же стремительно приходят и циклоны -поэтому к невысокой температуре добавляются и затяжные дожди.

 

FS: Алексей Олегович, насколько значим антро­погенный фактор в сегодняшних изменениях? Есть мнение, что его роль сильно преувеличена из политических соображений.

 

А.К.: Роль антропогенного фактора велика - в XXI веке он обеспечивает до 90% всех климатических изменений, и эта цифра будет лишь нарастать. Как известно, всегда есть, «куда хуже». Еще встречаются сторонники взглядов, что большую часть выбросов углекислого газа в атмосферу дают извержения вулканов и другие естественные явления, но оно несостоятельно. По химическому составу атмосферы очевидно, что углекислый газ в нее поступает главным образом из-за сжигания нефти, газа, угля и их производных - то есть из-за деятельности человека. Конечно, были периоды, когда в отдельных регионах, в том числе в Арктике, климат был еще теплее, чем сейчас,- но тогда атмосферный столб прогревался равномерно, а сейчас прогрев отмечается только в тропосфере -ближнем слое атмосферы, а выше, в стратосфере, идет охлаждение.

Погода и климат

FS: Чем грозит человечеству таяние льдов из-за глобального потепления и как скоро эти катаклизмы могут наступить?

 

А.К.: Таяние льдов - лишь один из факторов потепления, и сам по себе он не слишком угрожает человечеству. Куда больше его опасность для морских и сухопутных животных, таких как белые медведи, существование которых связано с определенными природными условиями, которые сейчас меняются. Тепловое расширение воды приводит к повышению уровня океана. В настоящее время этот уровень растет на 3 миллиметра в год-за XXI век оно может составить полметра, а то и метр. Это будет настоящей катастрофой для стран, расположенных в низменностях, и для океа­нических островов, которые из-за повышения уровня воды, роста числа штормов и ураганов просто исчезнут с лица земли. Уже сейчас на этих островах штормы смывают плодородный слой почвы - из-за этого вымирают редкие животные, становится невозможным земледелие. Конечно, резкого повышения уровня океана, нового потопа, ждать не следует, проблемы будут нарастать медленно. Но и быстро исправить их будет невозможно. Океан - весьма консервативная система, и даже если вся экономика Земли станет «зеленой», в ближайшие 30 лет повышение уровня воды не прекратится. Ну а поскольку очевидно, что экономка ведущих стран - тех же США - «зеленеть» не собирается, мой прогноз довольно пессими­стичен. Впрочем, сейчас довольно быстро наступает отрезвление человечества - в наиболее развитых странах ученые не только сами осознают масштабы бедствия, но и активно сотрудничают с обществом. Возможно, у нас еще есть время и надежда на лучший сценарий.

 

FS: Многие сегодня жалуются на неточность прогнозов погоды, на отсутствие предупре­ждений о ее резких изменениях, что привело к жертвам во время недавнего урагана в Москве. Можно ли делать прогнозы точнее? И правда ли, что разгон облаков потом оборачивается ухудшением погоды?

 

А .К .: Более - менее точно предсказать погоду можно максимум на 6 дней - дальше начинаются предположения и гадания. Что касается предупреждений в случае опасности, то проблема в том, что многие не обращают внимания на предсказания или неверно их понимают. Этим и объясняются трагические последствия урагана 29 мая. Предупреждение МЧС появилось утром этого дня, в нем говорилось о ветре силой 22 метра в секунду, в реальности же он достигал 26 метров. Но в городских условиях и 22 метров достаточно, чтобы ветер сорвал плохо закрепленные конструкции, промчался по улицам, как по трубе, и причинил множество бед. Поэтому нужно повышать не только точность прогнозов, но и объяснять предполагаемые последствия до того, как они наступили. То есть идеальное предупреждение содержит не только прогноз природного явления, но и «картинку» возможных событий в городской среде или «на природе». И, конечно, очень важны краткие рекомен­дации по безопасному поведению. Что касается разгона облаков, то он не ликвидирует дожди и грозы, а просто перегоняет их в другое место. В центре Москвы разгон улучшает погоду, а где-нибудь в Клину - ухудшает. К тому же эффект его длится недолго - всего несколько часов. Впрочем, это уже стало на­родной приметой - «разогнали облака - жди затяжные дожди».

Погода и климат

FS: В СМИ часто муссируется тема Йелоустоунского супер вулкана. Нам предрекают его взрыв в скором времени и что от США якобы ничего не останется. Это правда? И если правда, как такая катастрофа планетарного масштаба повлияет на Северную Евразию, то есть - на нас?

 

А.К.: О возможности взрыва супер вулкана пускай судят геофизики. Если это все-таки случится, для климата Евразии и Земли в целом очень важен характер взрыва. Если он будет направлен вертикально, то много пепла будет выброшено в стратосферу, где он продержится достаточно долго - это может затруднить проникновение солнечного света и сделает климат существенно холоднее. Это будет иметь катастрофические последствия. Если взрывная волна распространится гори­зонтально, пепел окажется в нижних слоях атмосферы и быстрее осядет на землю. Но даже после самого сильного взрыва пепел продержится в атмосфере не больше пяти лет, после чего начнется возвращение к прежнему состоянию. Правда, эти пять лет станут для чело­вечества временем выживания, и не факт, что все континенты успешно пройдут через такое испытание.

 

FS: Очередная популярная страшилка - климатическое оружие. Насколько реально его сущест­вование? Оно в принципе возможно?

 

А.К.: На современном уровне научно-техни­ческого развития создать и использовать кли­матическое оружие не может ни одна страна - для того просто не существует технических возможностей. Оказать целенаправленное воздействие на климат может только термо­ядерное оружие, а в случае его применения изменение климата будет далеко не главной проблемой человечества. Однако технологии развиваются так быстро, что интересно было бы вернуться к этому вопросу, скажем, лет через десять. Возможно, мой ответ будет тогда уже совсем иным.

 

FS: Алексей Олегович, чем конкретно грозит нам, допустим, повышение температуры атмосферы на один градус? Ведь часто кажется - ну и что в этом такого? Всего один градус, как он может повлиять на мою жизнь?

 

А.К.: Когда говорят про один градус, имеют в виду «среднюю температуру по больнице» - где-то этот рост наверняка будет больше. При этом он приведет к резким колебаниям температуры, от аномальной жары вроде той, что была в Москве в 2010 году, к аномальному холоду. Эти перепады отразятся на здоровье людей: у одних обострятся хронические забо­левания, других они вообще убьют. В отдельных местностях появятся неизвестные прежде болезни - например, в Архангельске, где никогда не было клещей, в 2000-е годы из-за потепления резко выросла заболеваемость энцефалитом. Местные власти приняли меры - провели объяснительную работу, сделали прививки, и число больных снизилось вдвое. Но далеко не везде таких мер достаточно. В бедных странах Азии и Африки изменения климата вызывают пересыхание плодородных земель, и растущее население испытывает все большую нехватку продовольствия и особенно пресной воды, необходимой не только для питья, но и для сельского хозяйства. Особенно страдающие от этого регионы - Эфиопия, Сомали, страны Сахеля - являются главным источником беженцев, которые из года в год наводняют Европу. Даже те страны, которым изменение климата вроде бы не грозит, столкнутся с его негативными последствиями в том или ином виде. Главное последствие - начало новой глобальной войны за ресурсы, уже не энергетические. Люди будут биться за воду, воздух и землю, способную давать хоть какой-то урожай, - тема классических антиутопий. Никогда прежде челове­чество не оказывалось так близко к тому, чтобы эти страшные сказки стали былью. На планете не останется мест, не затронутых грядущим кризисом напрямую или опосредованно. Поэтому так важно совместное, общемировое решение этой проблемы.

Текст: Марта Измайлова